Григорий Богемский

Григорий Богемский

Богемский Григорий Григорьевич. Нападающий.

Родился в 1895 г. в г. Одессе, Херсонской губернии. Скончался в 1957 г. в г. Праге.

Учился в Ришельевской гимназии.

Выпускник Одесского Юнкерского училища крепостной артиллерии.

Выступал за клубы «Вега» Одесса (1909-1911), «Спортинг-Клуб» Одесса (1912 — 1914), «Российское Общество Спорта» Одесса (1917 — 1919), «Русь» Прага, Чехословакия (1923), «Виктория-Жижков» Прага, Чехословакия (1924 — 1927).

Чемпион России 1913 г.

За сборную России сыграл 1 матч. (14.09.1913 года. Россия-Норвегия 1:1)
________________________________________

Об одном из лидеров сборной Одессы 1913 года, которая стала первым чемпионом Российской Империи, осталось не так много сведений. Зато о Григории Богемском можно прочесть у Юрия Олеши, а не о каждом футболисте (включая звезд любого масштаба) писал самый настоящий великий писатель. Конечно, все потому, что за игрой первых одесских игроков наблюдала целая плеяда блестящих литераторов.

 

1914.Сб.Одессы

Конкурировать с Олешей в плане описания Богемского невозможно, поэтому предоставим слово классику (который, кстати, под впечатлением игры Григория и сам едва не стал футболистом — помешали проблемы со здоровьем):

«Самое удивительное — это всегда меня удивляет, когда я вижу Богемского или о нем думаю, — это то, что он не смуглый, не твёрдолицый, а, наоборот, скорее рыхловатой наружности, во всяком случае, он розовый, с кольцами желтоватых волос на лбу, с трудно замечаемыми глазами. Иногда на них даже блестят два кружочка пенсне! И подумать только: этот человек с не спортсменской наружностью — такой замечательный спортсмен! Уже помимо того, что он чемпион бега на сто метров, чемпион прыжков в высоту и прыжков с шестом, он еще на футбольном поле совершает то, что сделалось легендой, и не только в Одессе — в Петербурге, в Швеции, в Норвегии! Во-первых — бег, во-вторых — удар, в-третьих — умение водить. Гораздо позже я узнал, что это умение водить называется дриблингом. О, это было одним из самых захватывающих зрелищ моего детства, кричавшего вместе со всеми в эту минуту, вскакивавшего, аплодирующего… Лучше всех водил Богемский! Не то что лучше всех, а это был выход поистине чемпиона! Такой игры я впоследствии не видел. Я не говорю о качестве, о результативности — я говорю о стиле. Это был, говоря парадоксально, не бегущий форвард, а стелющийся. В самом деле, если смотреть на поле как на картину, а не как на действие, то мы видим бегущих футболистов, фигурки в основном с прямыми торсами — именно так: при быстром движении ног, при некоей колесообразности этого движения торс футболиста остается выпрямленным. Богемский бежал — лежа. Может быть, этот стиль в свое время повторил единственно Григорий Федотов, столь поразивший своих первых зрителей».

Рисунок - копия

Богемский привел свою команду «Спортинг-клуб» к победе в одном из первых чемпионатов города (1913/1914) — именно центральный нападающий забил решающий гол в финале с командой Шереметьевского кружка.

1918

В 1913 году форвард сборной России по футболу Григорий Богемский стал чемпионом страны в составе одесской команды. В финале наши футболисты обыграли питерскую сборную со счетом 4:2, и третий мяч (после голов Джекобса и Тауненда) провел Богемский. Вот как описывал его гол Борис Галинский в своей книге «Черноморцы»: «Центральный нападающий Богемский, сделав блестящий рывок и обойдя нескольких защитников, забил третий мяч».

Григорий Богемский

К сожалению, футбольную карьеру Богемского съело тяжелое время перемен, обрушившееся на нашу страну. Война, революция — тут уже было не до футбола.

Выпускник Одесского Сергиевского юнкерского училища крепостной артиллерии отправился на фронт, после войны немного играл за команду «РОС».

Г.Богемский - копия

А в начале 20-х покинул «красную» Одессу и поселился в Чехии (учитывая, что в ее состав входит Богемия — можно сказать, прописался по фамилии). Играл за «Викторию-Жижков» (Прага), в 1923-м году даже стал чемпионом Чехословакии среди студентов. Есть свидетельства, что Богемский выступал также в Болгарии и даже во Франции. У нас же о нем остались только воспоминания болельщиков со стажем, да и то не такие частые, потому что Григорию оказалось с советской властью не по пути. А значит, и вспоминали его осторожно. Но это не относится к Юрию Олеше, посвятившему кумиру своей юности несколько страниц автобиографической книги «Ни дня без строчки». Кажется, речь идет о той фотографии, которую мы прилагаем к статье. По крайней мере, описание совпадает, а производимое впечатление — усиливается.

Команда Софии - копия

«Я хочу только вспомнить, как стоял Гриша Богемский, в белой одежде — «Спортинга», позируя Перепелицыну для фотографии перед матчем. Он стоял поближе к грелке, если смотреть со стороны теннисных площадок, на том участке по дороге к грелке, который примыкает к забору, но весь в траве, весь ровно зелёный, хоть и в тени, хоть и под забором. Гриша Богемский, повторяю, был в белой одежде «Спортинга». Так ли это?  «Спортинга»?  Просто в белой одежде. Если бы «Спортинга» на груди у него виднелся бы синий знак клуба, этот небольшой синий с белым щиток. Это, во-первых, щиток, а во-вторых, вряд ли разрешили бы ему на гимнастические состязания прийти в клубной форме… Он и сам бы не пришёл. Итак, просто белая одежда — белая, тонкая-тонкая нитяная рубашка и белые трусы.  Тогда то, что теперь называют майкой, футболкой, называли просто рубашкой, хотя это была та же майка, футболка, обтягивающая туловище, а сейчас на Богемском кажущаяся мне прямо-таки гипсовой… На ногах у него черные чулки, завернутые на икрах неким бубликом и оставляющие колени голыми, а также и бутсы — старые, сильно разбитые, скрепленные, как скрепляют бочки, в обхват по подъему кожаными завязками.

И, странно, пока Петя наводит на него коробочку своего аппарата, он стоит с видом просто какого-нибудь репетитора… Нет! Нет, нет, приглядись, дурак! Что же, разве ты не видишь необыкновенного изящества его облика, его легкости, его — секунда! — и он сейчас побежит, и все поле побежит за ним, публика, флаги, облака, жизнь!».

Так же о Григории Богемском писал Валентин Катаев.

Описывая в книге «Алмазный венец» футбольный матч в Одессе накануне Первой мировой войны, Валентин Катаев вспоминал, что в игре принимал участие тощий, золотушного вида ришельевец в пенсне на маленьком носике, будущая мировая знаменитость, центрфорвард сборной команды России, как сказали бы теперь – «нападающий века», «суперстар» мирового футбола, Богемский. Но тогда он был лишь старшеклассником и, надо сказать, прескверным учеником с порочной улыбочкой на малокровном лице. Его имя до сих пор легенда футбола.

Жетон.Обратная сторона - копияЖетон Богемского - копия

Жетон Григория Богемского, участника чемпионата Одессы.

Вот история этого жетона от Виктора Корченова:

«Однажды меня попросили в порядке «уплаты» за вожделенный одесский жетон собрать на какой-то старинной даче урожай с огромного вишнёвого дерева. Лестницу, хотя и искали, не нашли. Забыть этот «подвиг» я не могу по сей день — к качеству «сбора урожая» хозяйка отнеслась весьма и весьма придирчиво. Но обладателем очередной реликвии всё же стал.

Довольно долго я уговаривал вдову известного на всю Россию и эмигрировавшего еще в 1920 году футболиста Григория Богемского продать мне спортивные жетоны мужа. Продавать она не решалась, дарить не хотела. Наконец, согласилась. Но при условии, что я «помогу» обработать ее дачный участок в пригороде Одессы. И мы с женой целое лето ездили туда, копали, сапали, пропалывали, поливали. Искусство требовало жертв!

И, честно говоря, было, ради чего «попахать». Помню, как в конце лета мы с Зинаидой Григорьевной Богемской вернулись в последний раз из Крыжановки в ее однокомнатную квартирку, как она с нескрываемой грустью протянула мне небольшую деревянную шкатулку с реликвиями – память о человеке, которого всю жизнь горячо любила. Было видно, Зинаида Григорьевна прекрасно осознает – жизнь берет свое…

Прежде всего, это была небольшая дореволюционная фотография на картонном паспарту с золотым тиснением внизу, а на обороте – с фамилией фотографа, адреса его ателье и полученными наградами на всевозможных выставках. С хорошо сохранившейся фотографии цвета светлой сепии на меня смотрел молодой офицер с пробором слева и аккуратно расчесанными набок волосами.

«Мой муж, Григорий Богемский, выпускник одесского Сергиевского артиллерийского училища. В Первую мировую ушел на фронт. В 1920 году, понимая, что его ожидает при красных как офицера царской армии, уехал в Чехословакию, где тоже играл в футбол. Там вторично женился. Когда
заканчивалась Вторая мировая, с нетерпением ждал победителей. Дождался.
Поздно вечером – стук в дверь. На пороге стояли советские офицеры. Удостоверившись, что перед ними именно Григорий Богемский, попытались схватить. Но Гриша вывернулся и побежал на улицу, в темноту. Те – за ним. Бежал через базар. По нему стреляли, но он сумел где-то притаиться. Утром с опаской вернулся домой. Все было разбито, а жена изнасилована. Умер он в 1957 году», –
рассказывала Зинаида Богемская, пока я рассматривал эту фотографию.

На втором снимке Григорий Богемский был запечатлен уже в гробу. Следующим документом было выполненное типографским способом траурное сообщение о смерти Григория Богемского в Чехословакии. И, наконец, несколько жетонов самого Богемского. 
Жетоны я решил оставить в своей коллекции, а все остальное передал судье всесоюзной категории, много лет возглавлявшему областную федерацию футбола, Сергею Романовичу Раздорожнюку для будущей экспозиции создававшегося им Музея истории одесского футбола, который формировался в нескольких помещениях стадиона «Спартак».

Когда через несколько лет я зашел туда посмотреть на смонтированные стенды, то своих переданных музею материалов не обнаружил. И никто не смог о них ничего сказать. Никто ничего не видел и не слышал. Бог весть, есть ли они в том музее сегодня, и очень обидно, если эти документы исчезли. Как, впрочем, и вообще любые систематически исчезающие из музеев и архивов документы. 
К сожалению, несколько лет тому назад услышал я печальное сообщение от моей доброй знакомой, что, проходя как-то мимо стадиона «Спартак», она увидела кучу валявшихся на тротуаре документов и фотографий явно спортивного характера и явно из музея.

Жетон же Григория Богемского представляет собой небольшой покрытый темно-синей эмалью серебряный щит с накладными переплетающимися буквами «С» и «К» («Спортинг-клуб»). Вверху как эмблема спорта – сокол с распростертыми крыльями. На оборотной стороне жетона выгравировано: 
«Первенство г. Одессы 1914 года. Г. Богемский».